Независимая экспертиза №1в Московском регионе

Причины отказа в выплате по КАСКО

К специалистам центра экспертных и юридических услуг «Хонест» часто обращаются водители, которые от страховой компании (СК) получили отказ в выплате по КАСКО. Этот вид страхования, в отличие от ОСАГО, который страхует ответственность, рассчитан на компенсацию за повреждения вашего авто. Перечень дефектов и ситуаций, которые признаются страховым случаем, жестко ограничен страховым полисом и особыми Правилами, которые прилагаются к нему.

Таким образом, чтобы вам не отказали в страховой выплате по КАСКО, нужно неукоснительно соблюдать соглашение, заключенное между владельцем транспортного средства (ТС) и страховой компанией. Это общая формулировка имеет массу нюансов в каждом отдельном случае. Рассмотрим некоторые из наиболее распространенных ситуаций, чтобы исключить отказ в выплате со стороны СК.


Причины отказа в выплате по КАСКО

Причины, по которым компенсацию могут не предоставить

Все ситуации, при которых есть риск получить отказ в выплате по КАСКО или значительно меньшую сумму компенсации, можно разделить на несколько групп. Это причины, обусловленные:

  • Несоблюдением ПДД, что привело к возникновению ДТП и повреждению транспортного средства.
  • Техническими неисправностями ТС, которые привели к аварии.
  • Нарушением страхователем последовательности действий после столкновения или в других ситуациях, которые подпадают под понятие страхового случая.
  • Наличием в договоре со страховщиком формулировок, которые могут трактоваться по-разному.

На некоторые факторы непосредственное влияние оказывают действия или бездействие водителя. Другие причины отказа в выплате лежат больше в юридической плоскости, поэтому для успешного разрешения спорных вопросов лучше обратиться к юристу, который хорошо ориентируется в хитросплетениях условий договора страховой компании с требованиями законодательства.

Остановимся на каждой группе причин отказа подробнее.



Несоблюдение правил дорожного движения

Зачастую компании заключают соглашения, в которых черным по белому написано, что страховой случай не включает в себя ДТП, возникшее по вине застрахованного. Если вы подписали подобный документ и стали виновником аварии, с юридической стороны что-то сделать здесь будет сложно.

В результате расследования обстоятельств ДТП и проведения экспертизы может быть доказано, что причиной аварии стали:

  • превышение владельцем полиса скорости движения;
  • проезд на красный свет;
  • алкогольное или наркотическое опьянение водителя;
  • любые другие нарушения правил.

В таких случаях рассчитывать на компенсацию не стоит. Когда есть повод сомневаться в правдивости заключений, сделанных страховой компанией, можно обратиться к помощи независимых экспертов, которые помогут опровергнуть или подтвердить факты, говорящие в вашу пользу. Например, что вы не находились под воздействием алкоголя или наоборот, второй участник ДТП был нетрезв.



Технические неисправности автомобиля

В согласии с ПДД допускается эксплуатация только исправного ТС. Если после столкновения доказано наличие неисправности авто, существовавшей до момента аварии, тогда страховая компания не признает ситуацию страховым случаем. Здесь поможет заключение экспертов о том, что неисправность не стала причиной ДТП. Но судебные разбирательства потребуют дополнительного времени и затрат. Тем более если в договоре со СК не учитывалось отсутствие взаимосвязи между технической неисправностью и аварией.

Часто потенциальные отказы по КАСКО скрываются за обтекаемой формулировкой типа «не может рассчитывать на возмещение при нарушении п. 31 Правил дорожного движения». На самом деле в этом пункте правил речь идет не об управлении транспортным средством во время движения, а о его техническом состоянии. И на это стоит обращать внимание во время подписания соглашения. Несколько примеров из жизни:

  • Можно попасть в неприятную ситуацию, в которой придется доказывать отсутствие связи между недостаточной высотой протектора шин и повреждениями, полученными в результате столкновения, если авто просто ударили сзади и состояние шин здесь ни при чем.
  • Если отпало колесо во время движения, и в результате произошло столкновение с другим ТС, есть большая вероятность отказа в получении выплаты по КАСКО. Исключением станет только предоставление платежных документов с СТО, работники которого (а не водитель) по халатности не закрепили колесо после обслуживания.
  • Во время дождя на вас совершили наезд, но у машины были нерабочие дворники. Такая «мелочь» станет причиной мотивированного или формального (в зависимости от особенностей столкновения) отказа в страховой выплате.
  • Несвоевременная смена резины является еще одним поводом, который используется страховой компанией, чтобы уменьшить компенсацию или вовсе отказать в ее предоставлении.

Ответственность за соблюдение правил дорожного движения и поддержание транспортного средства в исправном состоянии при оформлении полиса КАСКО с водителя не снимается. Естественно, что это не служит гарантией того, что не произойдет страховой случай.



Нарушение последовательности действий после возникновения страхового случая

Когда произошло ДТП и автомобиль поврежден, важно придерживаться порядка действий, предусмотренных договором со страховой компанией, который может различаться в зависимости от страховщика и касаться таких положений:

  • Сообщение о наступлении страхового случая должно быть направлено по двум каналам – через Call-центр компании и письменно. Если вы уведомили СК только письменно, то можете получить отказ по формальной причине – за то, что не позвонили по телефону, как это предписывается условиями договора.
  • Сообщать о страховом случае, как правило, можно в течение 3-5 дней, но иногда (например, при оформлении Европротокола) это нужно сделать сразу – на месте происшествия.
  • Когда обязателен осмотр автомобиля аварийным комиссаром на месте ДТП в присутствии водителя, важно дождаться его приезда.
  • Непредоставление Акта осмотра, который проводил аварийный комиссар в момент заключения договора со СК, также является основанием для отказа. Иначе сложно доказать, что автомобиль не был разбит еще до получения полиса КАСКО.

Еще один момент. Подписание заявления, в котором говорится, что водитель поврежденного ТС ни к кому претензий не имеет, приводит к тому, что не заводится дело. В результате виновные не определены, а страховая компания теряет возможность суброгации (права требовать с виновника сумму возмещения по страховке), из-за чего отказывается удовлетворить заявление пострадавшего о компенсации ущерба.



Обтекаемые формулировки в договоре страхования

Рассчитывая на помощь страховщика, уже на стадии заключения договора нужно понимать, что в предложенном документе существуют положения, которые можно будет трактовать по-разному. Обычно это идет на пользу страховщику, который, манипулируя формулировками, может найти причины, чтобы уменьшить размер выплаты или полностью отказать в ее предоставлении.

Любая СК – коммерческая организация, и получение прибыли – главная ее задача. Но имея понимание терминов и особенностей их использования при оформлении страхового полиса, можно тщательно оценить проект договора и, если это возможно, предложить свои изменения. В крайнем случае, никто не мешает подыскать более приемлемые условия страхования с другим страховщиком.



Формулировки, на которые стоит обратить особое внимание

  • «Угон», «хищение». Защищена машина страховой выплатой от угона и хищения или только от чего-то одного? С юридической стороны эти два понятия различаются. Угон классифицируется (ст. 160 УК РФ в редакции от 20.12.2017г.) как действие, не направленное на присвоение транспортного средства целиком или по частям. В то же время кража (тайное хищение) имущества подпадает под действие 158 ст. УК РФ. Если в договоре прописано хищение, а произошел угон машины, можно рассчитывать на отказ. Также важно понимать, с какого момента начинает действовать страхование таких видов рисков. У многих СК это дата постановки машины на учет в ГИБДД.
  • «Специальные работы». Если в договоре упоминаются специальные работы, при проведении которых рядом с ТС, может возникнуть страховой случай, нужно конкретизировать конкретный перечень этих работ и уточнить, что подразумевается под понятием «рядом» – 3, 5, 10 или более метров?
  • «Обязательное предоставление техпаспорта при возникновении страхового случая». Если в согласии с договором есть такое требование, то при угоне автомобиля вместе с документами, которые находились в салоне, у СК появляется причина отказать в предоставлении страховой выплаты. Нужно либо настаивать на изменении условий договора либо искать другого страховщика.
  • «Необходимые и разумные меры для минимизации ущерба», которые должны быть предприняты водителем автомобиля. Что входит в такие меры, и как они будут оцениваться при возникновении страхового случая? Необходимо прояснить эти моменты до заключения договора.
  • «Охраняемая стоянка». Если договор страхования ограничивает ответственность СК ущербом, который получен автомобилем только на охраняемых стоянках, нужно помнить, что не все такие учреждения имеют документальный статус охраняемых. Поэтому в большинстве случаев следует ожидать отказа в возмещении.

Итак, по ряду обоснованных причин можно получить отказ в страховой выплате по КАСКО. Есть и формальные поводы, которые используются СК для сокращения затрат. С точки зрения водителя обойти их можно двумя путями. С одной стороны важно внимательно изучать условия договора страхования и следовать изложенным требованиям и правилам дорожного движения. С другой стороны, когда очевиден факт формального отказа страховой компании в выплате по КАСКО, есть все основания обращаться к независимой экспертизе, а с ее результатами – в суд. Во многих случаях это дает положительный результат.

Если вы столкнулись с отказом страховой в выплате по КАСКО, позвоните в Хонест. Мы 12 лет работает в сфере независимой экспертизы и знаем, что делать в таких случаях.

Специалисты Хонеста разберутся в вашей ситуации и подскажут, как лучше действовать. Консультация бесплатна.

Получите консультацию экспертов.
Это бесплатно.
Заказать звонок

Офис «Хонест»

Фактический адрес:
Рязанский проспект
109456, г. Москва, Рязанский проспект, д. 75, корп. 4, 2-я башня, 1-й этаж
Телефон/факс:+7 (495) 995-82-92
E-mail:info@damages.ru
Время работы:
пн–пт9:00–20:00
сб10:00–14:00
всвыходной

Лаборатория кузовного ремонта «РИХточка»

Фактический адрес:Мытищинский район, г. Мытищи, Волковское шоссе, проезд №497,
вл.1 стр.2
Телефон/факс:+7 (495) 228-06-65
Время работы:Ежедневно с 9:00 до 21:00